Закрыть Авторизация

     

Системы управления контентом, их функции, требования предъявляемые к ним

Любой веб-сайт состоит из набора страниц, а различия заключаются лишь в том, как они были созданы – заверстаны вручную (статическая верстка) или сформированы динамически (с помощью программного кода). В первом случае специалисты, отвечающие за создание и поддержку сайта пишут в HTML-форме каждую в отдельности страницу, включая ее оформление и контент.

Во втором – в основе любой веб-страницы лежит шаблон, определяющий расположение в окне веб-браузера всех компонентов страницы, и вставка конкретной информации производится с использованием стандартных средств, не требующих от участника процесса знания языка HTML и достаточно сложных для неспециалиста процедур публикации веб-страницы. Существует так же гибридный тип веб-сайтов -  оформление выносится в отдельный файл (шаблон), и подключается к статичным страницам  с контентом с помощью скрипта (на любом из языков программирования - js,ssi, php или другого), но контент верстается опять-таки вручную

Если сайт состоит из множества страниц или он должен часто обновляться, то преимущество динамической организации становится очевидным. Разработчикам веб-сайта не надо переписывать всю страницу при изменении ее информационного наполнения или дизайна. Странички не хранятся целиком, а формируются «на лету» при обращении к ним. 


Таким образом, отделение дизайна от контента является главной отличительной особенностью динамических сайтов от статических. На этой основе возможны дальнейшие усовершенствования структуры сайта, такие как определение различных пользовательских функций и автоматизация бизнес-процессов, а самое главное, контроль поступающего на сайт контента.

Для создания динамического сайта возможны два пути. Во-первых, это написание собственных программ, отвечающих за создание нужных шаблонов и поддерживающих необходимые функции. При этом созданная система будет полностью отвечать потребностям, однако возможно потребует больших программистских усилий и времени. Второй путь - это воспользоваться уже существующими системами, которые называются  системами управления веб-контентом  (CMS). Преимуществом этого пути является уменьшение затрат времени и сил и практически безграничную возможность расширения функционала сайта. К его недостаткам можно отнести снижение гибкости отображения каждой конкретной страницы, предоставление недостаточного или чрезмерного набора возможностей - для разных сайтов и разных CMS.

Системы управления веб-контентом - программное обеспечение, устанавливаемое на веб-сервере. Их основной задачей является контроль контента, поступающего на сайт, для обеспечения достоверности и своевременности информации, размещенной на сайте.

Несомненным плюсом системы управления контентом является снижение стоимости администрирования вообще и поддержки сайта в частности. Это происходит за счет снижения потерь времени на поиски документов, пресечения дублирования и ошибок, увеличения скорости связи с партнерами и клиентами.

В зависимости от уровня сложности, системы управления контентом можно разделить на три группы:

  • первая группа - это статическая веб-страница, которую, как правило, делает ИТ-специалист, а затем, при необходимости, он же и вносит туда изменения;
  • ко второй группе следует отнести сайты, на которых администратор может самостоятельно изменять содержание, но не его структуру и дизайн;
  • к третьей группе относятся системы, позволяющие администратору вносить изменения в структуру сайта, добавлять и удалять разделы в рамках дизайна и навигации.

Если рассматривать всю систему полностью, то она содержит большое количество компонентов. При этом система полного управления сайтом должна включать компонент изменения контента, компонент изменения дизайна и компонент изменения структуры. Кроме того, система должна иметь функцию управления правами пользователей, то есть должен быть как минимум еще один компонент - административный. В этом случае каждый пользователь получает свои права доступа, а администратор может их изменять. Чтобы отслеживать, какой пользователь вносил изменения, какие и когда, необходим компонент регистрации действий пользователей (компонент истории).

Несмотря на то, что все системы управления контентом спроектированы по-разному, они предназначены для одной цели - обновления содержания сайта. И важную роль здесь играет компонент документооборота, входящий в систему управления сайтом.

Дело в том, что права на окончательную публикацию той или иной информации на сайте обычно сосредоточены в руках высшего руководства и рядовой администратор, как правило, не имеет полномочий на размещение любой информации на сайте. Каждый документ, каждая новость проходит через несколько согласований – автор, контент-менеджер, редактор, корректор, руководство. Все это занимает очень много времени и является весьма сложной процедурой.

В настоящее время разработаны системы, позволяющие максимально оптимизировать этот процесс. Так, например, автор через модуль управления контентом направляет будущую публикацию на визирование, контент-менеджер вносит изменения, дает свое "добро" и документ автоматически переходит к редактору. После редактуры (все перемещения документа происходят внутри модуля) текст попадает к высшему руководству, которое будучи последней инстанцией, отправляет материал на публикацию. При этом в процессе не задействовано ни одного Интернет-специалиста, ни одного программиста или HTML-верстальщика. Весь процесс занимает считанные минуты.

Однако у систем управления сайтом или контентом существуют слабые места - это работа сайта под нагрузкой. В отличие от статичной страницы, при пользовательском запросе через систему управления контентом, происходят более сложные процессы выдачи информации. Так если в первом случае пользователю просто передается уже готовая веб-страница за десятки миллисекунд, то во втором - страница сначала "собирается" системой, а затем уже отправляется пользователю - это уже около 1,5 сек. Ресурс мощности всегда ограничен, при пиковой нагрузке система может отказать. Поэтому следует помнить о таком важном требовании к системам управления контентом, как наличие возможности кэширования информации. Смысл кэширования в следующем: для первого пользователя, пришедшего на ресурс, страница действительно собирается, а вот для всех последующих она просто высылается в виде статик-контента, поскольку она уже была сохранена в кэш-памяти и в любой момент готова к отсылке. Данный способ снижает нагрузку на сервер в десятки раз. Существует и более сложное кэширование - так называемое "горячее кэширование", когда после запроса администратора все страницы сайта заранее "собираются" и в таком виде хранятся в ожидании запроса.

Еще один недостаток существующих систем управления контентом - это их привязка к платформе. Хотя сейчас уже разрабатываются легко переносимые системы, работающие на всех платформах. Наличие подобной характеристики зачастую бывает очень полезно клиентам, например, при смене провайдера. Не всегда провайдерские базы данных совпадают, к тому же и каждая платформа имеет свою специфику.

Далее остановимся подробнее на общей структуре систем и предоставляемых ими возможностях. Системы управления веб-контентом: типовая структура. В основе данной технологии лежит трехзвенная архитектура клиент-сервер. Такая архитектура разбивает процесс обработки данных между
клиентом; сервером приложений; хранилищем данных. В отличие от традиционной двухзвенной архитектуры здесь присутствует сервер приложений как промежуточное звено между клиентом и хранилищем данных. Необходимость такого звена продиктована требованиями приложений для предприятий, взаимодействующими с клиентами (через Интернет), партнерами (через экстранет) и собственными работниками (через интранет). В отсутствии сервера приложений большинство приложений выполняется прямо на клиентском компьютере, с которого клиент посылает запросы. При этом для доступа к необходимым данным клиент должен знать, как именно они организованы и где хранятся. К тому же компьютеры клиентов должны быть достаточно мощными для обработки данных из хранилища (такая архитектура обычно называется "толстый клиент"). В противоположность ей трехзвенная архитектура, ее еще называют "толстый сервер", а чаще - "тонкий клиент", позволяет избежать усиления компьютеров клиентов и загруженности Сети из-за перемещения данных. Получая запрос, сервер приложений обрабатывает его, связываясь с хранилищем данных, в каком бы месте необходимые данные не находились. Клиент лишь получает результат в виде HTML-файла. Таким образом, сервер приложений является стандартизованной платформой для динамической доставки контента и построения основных приложений. Надо заметить, что самих серверов приложений может быть много, а связь с ними происходит через веб-сервер.

Если посмотреть теперь на системы управления контентом в самом общем виде, то можно отметить, что их составляющими могут быть компоненты управления контентом, хранилища данных, серверов приложений. Из них только управление контентом является обязательной составляющей, хотя разные производители и здесь предлагают разные возможности.

Производители систем управления веб-контентом единодушны только в самом общем определении того, что должны предоставлять такие системы. Их основные параметры можно сгруппировать в три категории:

1 Разработка контента. Разработка контента является одним из ключевых компонентов всей системы. Именно здесь начинается жизненный цикл любого материала публикуемого на сайте. На этом этапе происходит создание, редактирование и утверждение контента, а роль системы заключается в автоматизации этих процессов. Задача поддержки совместной работы авторов, редакторов, программистов и менеджеров полностью перекладывается на систему. Эта задача осуществляется благодаря разделению контента и дизайна. Все компоненты сайта, включая шаблоны и наполнение, хранятся в определенных местах хранилища данных. Система же автоматически обращается в нужные места хранилища, позволяя множеству пользователей, даже не являющихся техническими специалистами, работать над подготовкой контента к публикации, включая проверку его достоверности.

2 Управление сайтом. На этом уровне происходит разработка самого сайта, предварительный просмотр и публикация подготовленного контента. Здесь разрабатывается внешний вид, подготавливаются шаблоны, распределяются роли пользователей и классификация необходимой бизнес-информации (например, товары, цены). Важными компонентами этого уровня являются службы поддерживающие своевременность поступления необходимого контента.

3 Доставка контента. Когда сайт полностью подготовлен к публикации, необходимы средства для динамического формирования веб-страниц в зависимости от вида конкретных пользователей. В этой связи, одним из важных компонентом данного этапа является персонализация или распределение профилей, чтобы каждый пользователь получал только ту информацию, которая соответствует его роли

Подпишись!
https://www.izzicasinozerkalo.com