Закрыть Авторизация

     

Правовые основы хозяйственной деятельности Интернет-магазинов

В настоящее время в русскоязычном сегменте сети Интернет действуют сотни, тысячи различных Интернет-магазинов, торгующих абсолютно всем: продуктами, техникой, «электронными товарами» и т.д. При этом такие товары предлагаются для приобретения не только лицам, находящимся в Российской Федерации, но и по всему миру. Разнообразны и формы оплаты: от «электронных денег» с оплатой и получения товара «он-лайн» и оплаты «наличкой» курьеру и до перевода денежных средств (банком, почтой и т.д.).

 

Интернет-магазин принимает клиентов круглосуточно. В общих чертах заказ товара можно описать следующим образом: клиент выбирает товар, регистрируется на сайте (указывает пункт доставки, контактное лицо), выписывает счет, и далее, ожидает товар.

Рассмотрим данные правоотношения с позиции действующего законодательства. Укажем на «подводные камни», на те вопросы, которые должны знать действующие Интернет-магазины и субъекты желающие открыть торговую площадку в сети.

Прежде всего, начнем с начинающих – лиц желающих открыть Интернет-магазин.

Во-первых, никакой дополнительной регистрации проходить не нужно. Акцентируем внимание на ключевой фразе «дополнительной регистрации». Подразумевается, что Вы (Ваша компания) уже зарегистрированы должным образом как юридическое лицо или частный предприниматель. Если нет, то Ваша предпринимательская деятельность в сети будет не законна, это осуждает не только сетевая общественность, но и действующее административное и уголовное законодательство (об этом мы расскажем отдельно).

Итак, Вы создаете Интернет-магазин. Подразумевается, что у Вас есть Интернет-сайт, соответствующее программное обеспечение, позволяющее работать сайту 24 часа в сутки и т.д. Еще раз подчеркнем, никаких специальных разрешений получать не нужно, также как и не нужно где-либо дополнительно регистрироваться.

Совершенно другая ситуация если деятельность по реализации Ваших товаров, подлежит лицензированию, например, Вы продаете оружие. В таком случае, конечно, соответствующим документом обзавестись просто необходимо.

Правоотношения купли-продажи регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (гл.30); Законом «О защите прав потребителей». На куплю-продажу товаров посредством Интернет-магазинов без ограничений распространяются нормы названных законодательных актов.

Предложение товаров на Интернет-сайте обращенное к неопределенному кругу лиц, признается действующим законодательством публичной офертой (ст.494 ГК РФ), если такое предложение содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи (наименование товара, цена за единицу товара, непосредственно предложение к приобретению товаров).

К настоящему времени многие Интернет-магазины при заказе товара «напоминают» покупателем, что они присоединяются к «договору публичной оферты», условия которого подробно излагаются на сайте.

Представляется рациональным указание на условия публичной оферты, при этом, напомним, что условия такой оферты не должны противоречить действующим нормам законодательства о защите прав потребителей. Условия, противоречащие закону – ничтожны. В случае возникновения судебного спора, суд расставит точки над «i».

В целях избежания конфликтов с потребителями и законом владельцы Интернет-магазина должны представить на сайте в доступном для потребителя виде:

- оферту (условия реализации товаров);

- комплекс информации для потребителей (соблюдение прав на информацию о товаре, производителе, продавце), сертификаты, техническую документацию и т. д., копии лицензий (если деятельность подлежит лицензированию).

Стоит ли говорить, что оферта, информация для потребителей должны соответствовать требованиям действующего законодательства и ни в коем случае не должны ущемлять права потребителя (например, в виде ограничения гарантий на товар). На практике большинство Интернет-магазинов ограничивают (а точнее не указывают) право покупателя вернуть уплаченные деньги (например, вследствие продажи товара ненадлежащего качества, а в некоторых случаях и когда товар надлежащего качества (ст.25 Закона «О защите прав потребителей…»). Между тем, такое ограничение незаконно. Покупатель вправе обменять товар или вернуть уплаченные денежные средства (ст.18 Закона «О защите прав потребителей…»).

Акцентируем внимание на обязательность указание информации о продавце (владельце Интернет-магазина). Такая информация, в соответствии с требованиями закона, должна включать в себя (ст.9, п.2 ст.26.1 Закона «О защите прав потребителей…»):

«1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. …

Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

2. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия лицензии и (или) указанного свидетельства, а также информация об органе, выдавшем лицензию и (или) указанное свидетельство.»

В соответствии с п.3 ст.26.1 Закона, потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлен весь комплекс информация о товаре, информация о порядке и сроках возврата товара.

Обратим внимание на возможности отказа потребителя от товара (п.4 ст.26.1 Закона[1] ):

Во-первых, потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

Во-вторых, в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

При этом потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Нарушение требований закона продавцом предоставляют право потребителю расторгнуть договор, и вернуть уплаченные за товар денежные средства.

Совет организациям, которые хотят «ограничить» действие законодательства о защите прав потребителей на деятельность своего Интернет-магазина: реализуйте товары только хозяйствующим субъектам (юридическим лицам и частным предпринимателям), тем самым, купля-продажа будет происходить между хозяйствующими субъектами, а на данные правоотношения законодательство о защите прав потребителей не распространяется. В таком случае, расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, должны производится в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами (установлено ограничение - по одной сделке в сумме 60 тысяч рублей).



[1] Статья 26.1 внесена в Закон «О защите прав потребителей…» федеральным закон Российской Федерации от 21 декабря 2004 года №171-ФЗ // Российской газете. - 29 декабря 2004 г. (Вступил в силу с 9 января 2005 года).

Подпишись!