Закрыть Авторизация

     

Разработка сайта бесплатно!

 

Не хватает бюджета на разработку сайта?  

 

Нужен интернет-магазин, но непонятно, с чего начинать?

 

Разработка сайтов бесплатно! 

 

 

Как подготовиться к тендеру на разработку сайта

tendersПо данным исследования Рейтинга Рунета за 2012 год, проведение тендера на разработку сайта – второй по популярности способ найти подходящую студию.

К подготовке к тендеру стоит отнестись очень серьезно. Чем больше информации получат разработчики, тем точнее будет оценен и, в будущем, выполнен заказ.

Самая важная часть – составление технического задания. И тут начинаются первые проблемы:

  1. Нет возможности написать полноценное тех. задание
  2. Проект создается с нуля, и у вас пока нет ясного видения финального продукта.
  3. Вы планируете сложную разработку, требования к которой изменяются в процессе работы. .

Чем вы рискуете, проводя тендер без серьезной подготовки

1. Конфликты с разработчиком

Если предоставить участникам тендера только кратное описание проекта, велика вероятность остаться непонятым, а значит, оценка стоимости и сроков будет сильно искажена. Как следствие, в будущем возникнут разногласия с разработчиком по срокам и стоимости работ.

2. Неправильная оценка проекта

Цена – один из важнейших критериев при проведении тендера. При этом для вас он самый непрозрачный.

Не имея четкого понимания задачи, студии могут один и то же объем работ оценивать с разницей в несколько раз. Некоторые агентства намеренно занижают стоимость проекта при участии в тендере, чтобы потом поставить заказчика перед необходимостью доплаты. Другим разработчикам просто не хватает опыта для адекватной оценки.

Если в выбранной студии делают предварительное проектирование, считайте это большой удачей. Вы будете заранее предупреждены, если бюджет на разработку окажется выше запланированного. На этом этапе еще можно скорректировать стоимость проекта.

К сожалению, далеко не во всех студиях занимаются проектированием. Поэтому чаще всего для успешного завершения потребуется больше времени и денег, чем было заложено изначально.

Единственный выход из ситуации – серьезно подойти к подготовке к проведению тендера.

Независимое проектирование – лучшая подготовка к тендеру

Чтобы лучше представлять, о чем мы тут говорим, давайте сравним процесс организации тендера на разработку сайта со строительством здания. Сначала архитектор проектирует сооружение, готовит необходимую документацию и только после этого передает ее участникам тендера.

В сфере IT существуют компании, которые специализируются исключительно на проектировании. Они помогут разработать концепцию, понять, что нужно вам, вашему бизнесу и пользователям сайта. А главное, они сделают модель будущего проекта – интерактивный прототип. По нему сразу будет понятно, что собой представляет сайт, какие разделы содержит, какова структура страниц и может быть частично показан функционал.

Все то, что невозможно отобразить и реализовать в прототипе, будет описано в отдельном документе. В этот же документ входят все материалы, разработанные на подготовительном этапе: информация о пользователях, их целях, сценарии поведения пользователей, карта сайта, функциональная схема.

По пользовательским сценариям можно будет проверить, насколько готовый сайт соответствует модели, созданной на этапе проектирования.

Проектирование

Процесс проектирования у разных компаний может различаться, но суть остается неизменной. При проектировании для тендера некоторые этапы могут проработаны в меньшей степени. Договориться о том, насколько подробным будет проектирование, вы сможете индивидуально. Но если с самого начала проработать все детали проекта, это существенно облегчит задачу вам и разработчикам. И не только при проведении тендера, но и во время создания сайта. Ниже я подробно расскажу о том, как происходит процесс проектирования с точки зрения исполнителя заказа.



При полноценном проектировании нужно будет пройти следующие этапы:

  1. Провести предпроектный анализ, создать бриф
  2. Определить цели создания сайта
  3. Создать персонажей, описать их потребности и цели, создать сценарии выполнения задач – User Stories
  4. Разработать иерархическую карту функциональности сайта – FeatureMap
  5. Создать список главных функций – FeatureList
  6. Разработать структуру сайта (карта сайта) – SiteMap
  7. Создать интерактивные прототипы разделов сайта
  8. Разработать техническое задание на разработку сайта
1. Провести предпроектный анализ, создать бриф

На первом этапе необходимо собрать все исходные данные о проекте: определить целевую аудиторию (ЦА), провести анализ  конкурентов и четко определить видение проекта. На основе собранной информации создается бриф, в который заносятся эти данные и формулируется концепция проекта.

Скачать бланк брифа

Скачать пример брифа

2. Определить цели создания сайта

У сайта должна быть максимально четкая цель.
Лучший способ установить истинные цели – воспользоваться критериями SMART. Они должны быть:

  1. Конкретными (Specific)
  2. Измеримыми (Measurable)
  3. Достижимыми (Achivable)
  4. Актуальными (Result-oriented)
  5. Ограниченными во времени (Timed)

Правильное определение цели сайта – залог успешного старта проекта. Вот примеры типичных целей сайта:  “Увеличить объем продаж в оффлайне до 50 заказов в неделю”, “Увеличить посещаемость до 10 000 пользователей в день при средней глубине просмотров 3 страницы”.

 

Следующие шаги должны выполняться студией-разработчиком или независимой UX-Design компанией, предлагающей проектирование интернет- проектов

 

3. Создать персонажей, описать их потребности и цели, создать сценарии выполнения задач  – User Stories

Успех проекта напрямую зависит от посетителя – найдет ли он то, что ищет, достигнет ли своих целей. На основе данных о целевой аудитории сайта создаются персонажи (выдуманные типичные представители ЦА). Цели и потребности созданных персонажей будут наиболее точно описывать цели реальных пользователей.

Пример описания персонажей

Теперь, когда у проектировщиков есть персонажи и определены их цели, можно понять, какой функционал и какая информация нужна на вашем сайте. Для этого в пользовательских сценариях (User Stories) подробно описываются действия, которые должен выполнить пользователь для достижения своих целей.
Чтобы сайт не обрастал лишним функционалом, нужным лишь небольшой группе пользователей, необходимо расставить приоритеты среди персонажей и ориентироваться только на самых важных.

4. Разработать структуру сайта (карта сайта) – SiteMap

Для того, чтобы создать ясную структуру и удобную навигацию, создается схема сайта. На ней расписаны все разделы и подразделы продукта в виде иерархического древа.

Пример карты сайта



5. Разработать иерархическую карту функциональности сайта – FeatureMap

На основе User Stories и карты сайта создается иерархическая карта функциональности сайта - схема функций каждого раздела сайта, максимально детализированная.



Фрагмент карты функциональности



6. Создать список главных функций – FeatureList

Для определения конечной цены сайта, студия должна оценить стоимость разработки всего функционала. Только пройдя все предыдущие стадии проектирования, можно будет определить, какой функционал действительно необходим на сайте. Список основных функций может выступать в качестве сметы. Студии, в свою очередь, смогут проставить стоимость по каждому пункту.
(См. пример в конце статьи)

7. Создать интерактивные прототипы всех разделов сайта

Самый объемный по времени и трудозатратам этап проектирования – создание интерактивного прототипа. Прототип – это модель сайта, которая имитирует работу будущего продукта. Он представляет собой набор связанных между собой html-страниц с основными работающими функциями.

Примеры прототипа

8. Разработать техническое задание

В дополнение к интерактивному прототипу составляется техническое задание. В нем будет описано все, что нельзя показать в прототипе: концепция и логика работы сайта, функционал, структура и сценарии взаимодействия пользователя с системой.



Финишная прямая

Для организации тендера вам нужно будет просто передать разработанную документацию и прототипы студиям для оценки (что делать дальше, читайте в статье “Как организовать тендер на разработку сайта: 5 шагов”). Наиболее ценным для студий-кандидатов будут не только прототипы, но и список функционала (FeatureList) – документ, который может быть использован как смета будущего проекта. В соответствующие столбцы студии проставят стоимость и сроки выполнения:

Функционал

Стоимость

Срок выполнения

Интернет-магазин

   

-Корзина

   

-- платежные системы

   

== Робокасса

   

== Yandex.Деньги

   

-- выбор доставки

   

Теперь вы видите, что предварительное проектирование в независимой компании – лучший способ узнать реальную стоимость разработки сайта. В зависимости от масштаба проекта оно может занять от 2 недель до 3 месяцев, но потом сэкономит гораздо больше. Конечно, проектирование не бесплатно, но без него риск потратить больше денег и времени (или даже получить совсем не то) гораздо выше.

 

Полезные ссылки

Как организовать тендер на разработку сайта: 5 шагов

UX-Design.ru - независимое проектирование интернет-проектов